vintage book

Разработка нового закона о промышленной безопасности. Часть 3

Share on vk
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on facebook
Share on twitter

Третьей частью завершаем серию статей о разработке нового закона на смену ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Начало материала вы найдете здесь, и вторая часть также доступна к изучению.

Продолжаем рассматривать пункты в разрабатываемом документе.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта — документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.

Система дистанционного контроля промышленной безопасности -комплекс программных, программно-аппаратных средств, средств измерений, а также специальных технических средств, обеспечивающих непрерывное получение, обработку и передачу в режиме реального времени информации, характеризующей риск возникновения аварий на опасном производственном объекте.

В действующем ФЗ 116 в ст.10 Требования промышленной безопасности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте указано, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты должны создавать системы наблюдения оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Для организаций, внедривших систему дистанционного контроля промышленной безопасности, предусмотрено снижение административной нагрузки посредством снятия плановых проверок, отмены обязанностей по предоставлению сведений о производственном контроле, применения обоснования безопасности производственного объекта.

По мнению многих предприятий установка систем дистанционного контроля должны быть добровольной, и ни в коем случае обязательной. Учитывая стоимость указанного оборудования и программного обеспечения, его приобретение возлагает на эксплуатирующие организации дополнительную финансовую нагрузку, что в конечном итоге приведет к неизбежному росту цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) для конечного потребителя. Возлагаемые на собственников ОПО затраты должны быть обоснованы и направлены на повышение безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, а не на обеспечение выполнения органом власти своей государственной функции (в редакции Законопроекта собственник ОПО должен фактически профинансировать разработку и внедрение системы дистанционного мониторинга для последующего выполнения уполномоченными органами власти функции по государственному мониторингу в области промышленной безопасности).

Объект дистанционного контроля — опасный производственный объект, оснащенный системой дистанционного контроля промышленной безопасности.

Государственный мониторинг в области промышленной безопасности — автоматизированный сбор, фиксация, обобщение, систематизация и оценка информации, обработанной системами дистанционного контроля промышленной безопасности на объектах дистанционного контроля.

Ростехнадзор планирует заменить проверки опасных производственных объектов онлайн-мониторингом. С помощью системы дистанционного контроля РТН сможет в режиме реального времени следить, как работают опасные производственные объекты на предприятиях. Компании, установившие данные системы не будут подвергаться проверкам независимо от класса опасности, также не нужно будет представлять сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

Вспомогательные горноспасательные команды — нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций.

Многие предприятия считают, что в данной редакции содержатся избыточные требования о создании вспомогательных горноспасательных команд на объектах, на которых они не целесообразны, например на карьерах добычи строительных материалов (песок, гравий и т.п.), при бурении скважин и т.д.

Система управления промышленной безопасностью — комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий.

Экспертиза промышленной безопасности — определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

В настоящий момент в большинстве случаев целью экспертизы промышленной безопасности является процедура продления назначенного срока службы. В соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности подготовке заключения ЭПБ предшествует проведение технического диагностирования. Таким образом, оценка соответствия ТУ установленным требованиям проводится фактически дважды.

РТН предлагает пересмотреть предметы экспертизы промышленной безопасности. ЭПБ технических устройств, зданий и сооружений на техническое диагностирование и обследование. Решение о продлении сроков эксплуатации будет осуществляться с учетом результатов технического диагностирования. Добавляется экспертиза взрывчатых материалов при получении разрешения на новые ВВ и изделия на их основе.

Эксперт в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

Техническое диагностирование технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и передвижных технических устройств – комплекс мероприятий, направленный на всестороннее обследование указанных технических устройств и определение их технического состояния (далее – техническое диагностирование технических устройств, технические устройства);

Техническое освидетельствование – контроль технического состояния технических устройств в процессе их эксплуатации.

На время переходного периода работы по техническому диагностированию может проводить эксперт в области промышленной безопасности.

Специалист по техническому диагностированию — физическое лицо, подтвердившее соответствие квалификации положениям соответствующего профессионального стандарта в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством о независимой оценке квалификации Российской Федерации, и осуществляющее техническое диагностирование технических устройств.

В настоящий момент в ФНП по промышленной безопасности выделены следующие виды технического диагностирования ОРПД, магистральных трубопроводов и т.п.: техническое диагностирование в процессе эксплуатации в пределах назначенного срока службы (могла проводить специализированная организация, уполномоченная для проведения ТО) и техническое диагностирование в рамках ЭПБ ОРПД для определения срока службы оборудования.

Аудит системы управления промышленной безопасностью – независимая оценка организации деятельности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на предмет обеспечения соблюдения требований промышленной безопасности посредством функционирования системы управления промышленной безопасностью.

Аудитор в области промышленной безопасности — физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и осуществляет аудит системы управления промышленной безопасностью.

Обратите внимание, что вводится новое понятие «аудит системы управления промышленной безопасности». Аудит проводится на добровольной основе за счет средств заказчика. Заключение аудита вносятся в реестр заключений. По результатам аудита будут учитываться при формировании ежегодного плана проверок, а также при подготовке рекомендаций по устранению нарушений требований промышленной безопасности без проведения надзорных мероприятий и назначения санкций за их нарушение.

Взрывчатые материалы промышленного назначения – взрывчатые вещества и изделия на их основе, используемые в мирных целях.

Маркшейдерские работы – работы по выполнению натурных измерений и геометрических графических построений, определяющих пространственное расположение горных выработок, буровых скважин, параметры сдвижения горных пород и земной поверхности, деформации подрабатываемых объектов, объёмы горных разработок, добычи и потерь полезных ископаемых, устанавливающие границы безопасного ведения горных работ, горных отводов, опасных зон, целиков, а также по прогнозированию развития опасных ситуаций, влияющих на состояние недр и земной поверхности при ведении горных и иных работ, связанных с пользованием недрами.

В проекте нового закона присутствуют новые термины и определения.  Но в тоже время отсутствует определение «зданий и сооружений», «обследование зданий и сооружений», «специалист по обследованию зданий и сооружений опасного производственного объекта» и др.

Подпишитесь на
наш новостной дайджест

Никакого спама. Только полезный контент

Оставьте комментарий

Последние посты:

Охрана труда

Разработка нового закона о промышленной безопасности. Часть 3

Третьей частью завершаем серию статей о разработке нового закона на смену ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Начало материала вы найдете здесь, и вторая часть также

Читать полностью
Охрана труда

Разработка нового закона о промышленной безопасности. Часть 2

Продолжаем рассматривать изменения в законодательстве в части промышленной безопасности. Для тех, кто только к нам присоединился, здесь начало темы. В статье 2. «Основные понятия» нового закона

Читать полностью