shutterstock_524387770 (1)

Зачем заниматься управлением профессиональными рисками с точки зрения закона?

Share on vk
Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on facebook
Share on twitter

Помимо очевидной практической ценности процедуры управления профессиональными рисками, которая сама по себе должна мотивировать заниматься ею, есть также ряд положений нормативных документов, обязывающих работодателей управлять профессиональными рисками. О них и пойдет речь в настоящем материале.

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации, управление профессиональными рисками – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. До 2016 года данное положение, а также определение риска, по сути, были единственными упоминаниями в нормативных правовых актах на тему оценки и управления профессиональными рисками.

Приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда, которое определяет процедуру управления профессиональными рисками как один из элементов СУОТ. Фактически еще в 2016 году законодатель дал понять, что заниматься оценкой рисков нужно, сопроводив данное требование рядом методических рекомендаций по организации работы.

После принятия Типового положения о СУОТ, Минтрудом России подготовлены предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми планировалось дополнить раздел Х «Охрана труда» рядом положений по оценке и управлению профессиональными рисками. Однако, на текущий момент данные изменения находятся в стадии законопроекта.

В марте 2019 года Федеральная служба по труду и занятости издает Методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77). Данными рекомендациями руководствуются государственные инспекторы труда при проведении расследований несчастных случаев и внеплановых проверок в связи с несчастными случаями на производстве.

Пунктом 10.2 рекомендаций определено, что при проведении внеплановой проверки государственный инспектор труда запрашивает у работодателя:

а) перечень (реестр) опасностей;

б) документ, описывающий используемый метод (методы) оценки уровня риска;

в) документ, подтверждающий проведение оценки уровней рисков, с указанием установленных уровней по каждому риску;

г) документ, содержащий перечень мер по исключению, снижению или контролю уровней рисков.

На основании данных документов инспектор сначала определяет, какая опасность привела к получению травмы работником или его смерти. Далее производится оценка качества организации работодателем процедуры управления профессиональными рисками, то есть оценивается полнота перечня выявленных опасностей, качество и адекватность используемого метода оценки уровня рисков, а также установленные уровни оцененных рисков, полнота и эффективность разработанных мер управления.

Кроме того, методические рекомендации определяют, что результаты оценки и управления профессиональными рисками должны учитываться при реализации других процедур по охране труда:

  1. Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть включены в программы инструктажей на рабочих местах и в программы стажировок.
  2. Средства индивидуальной защиты должны выдаваться с учетом защиты от выявленных опасностей, средства коллективной защиты также должны устанавливаться с учетом выявленных опасностей.
  3. Информирование работников об условиях труда на их рабочих местах (вредных и опасных производственных факторов по результатам проведенной специальной оценки условий труда и идентификации опасностей), уровнях профессиональных рисков может осуществляться в форме включения соответствующих положений в трудовой договор работника.
  4. Работодатель при проведении инструктажей обязан довести до сведения работников информацию о результатах специальной оценки условий труда и идентификации опасностей. При недоведении данной информации до работника инструктаж не может считаться проведенным, а работник не должен быть допущен до работы.

Соответственно, необходимо иметь ввиду, что если в организации произойдет несчастный случай, то в рамках внеплановой проверки нужно быть готовым предоставить инспектору документы, которые подтверждают, во-первых, проведение работ по оценке и управлению профессиональными рисками, а во-вторых, интеграцию ее результатов в другие процессы и процедуры охраны труда (обучение, инструктажи, обеспечение СИЗ, информирование и пр.).

Напомним, что управление профессиональными рисками является единственным инструментом в системе управления охраной труда, который позволяет напрямую влиять на обеспечение безопасности работников путем предвидения опасностей, разработки соответствующих мер управления и предотвращения несчастных случаев на производстве. Но до недавнего времени только единичные компании осознанно признавали ее необходимость и ценность. Сейчас уже на уровне закона процедура приобретает обязательный характер, на что и обращаем внимание тех, кто еще не задумывался о внедрении управления рисками в систему управления охраной труда.

Подпишитесь на
наш новостной дайджест

Никакого спама. Только полезный контент

Оставьте комментарий

Последние посты:

Охрана труда

Разработка нового закона о промышленной безопасности. Часть 3

Третьей частью завершаем серию статей о разработке нового закона на смену ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Начало материала вы найдете здесь, и вторая часть также

Читать полностью
Охрана труда

Разработка нового закона о промышленной безопасности. Часть 2

Продолжаем рассматривать изменения в законодательстве в части промышленной безопасности. Для тех, кто только к нам присоединился, здесь начало темы. В статье 2. «Основные понятия» нового закона

Читать полностью